ПЕЧАТНЫЕ СМИ ТАДЖИКИСТАНА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ


Gazeti
Мукимов М., доктор филологических наук,
профессор кафедры международной журналистики ТНУ

В настоящее время в Министерстве культуры РТ зарегистрировано более 360 газет и 232 журналов. Большинство из них (255 газет и 127 журналов) являются негосударственными изданиями. Государственные печатные издания финансируются за счет бюджетных средств, и также подписка на них проводится в обязательном порядке. Поэтому финансовый кризис на них мало влияет. При этом положение независимых печатных СМИ является критическим. В 2016 году Бюро ОБСЕ в РТ провело исследование воздействия мирового финансового кризиса на независимые СМИ Таджикистана. В результате опроса было выявлено что, кризис коснулся 95% респондентов.
Следует отметить, что в республике главным доходом многих газет является продажа тиража. При этом 32% опрошенных указали, что их тиражи упали более чем на 40%. 11,3% отметили падение тиражей на 25-35%. А еще 8,1% респондентов уверены, что эта цифра равна 15-20%. Тех, для кого падение тиража стало одной из причин «вынужденной приостановки работы», было 6,5% [2]. Если два года назад независимые газеты выходили тиражом не меньше 4-5 тысяч экземпляров, то ныне их тираж едва набирается две или три тысяч штук. По мнению специалистов, если газета в Таджикистане выходить тиражом меньше 3-х тысяч экземпляров и кроме продажи тиража не имеет других доходов, она является не рентабельным. Исходя из этого, издатели и, в конечном счете, распространители подняли цены на газету на 50 процентов, чем в прошлом году. Ныне в городе Душанбе многие независимые издания, имеющие 16 страниц формата А-3, продает свои газеты по 3 сомони, что не всем по карману. Это обстоятельство тоже повлияло на снижение тиража газет.
Следует отметить, что в Индии ежедневная цветная газета, имеющая более 60 страниц, стоит от 5 до 10 центов. В столице Ирана и во всех провинциях газеты имеет одинаковую цену – 6 центов. Такая цена является доступным для многих читателей газет.

При сложившихся обстоятельствах существование газет и журналов в том виде, в котором они издавались до сих пор, весьма затруднительно. Сложившаяся ситуация с каждым годом все более усугубляется. Уже сейчас в республике количество газет сократилось на несколько десятков наименований по сравнению с последними годами. Наблюдаются разные причины снижения тиража печатных изданий. По нашему мнению, наряду плохого менеджмента редакций, не эффективной системы распространения, также содержания газет не удовлетворяет потребности аудитории. К примеру, во всех независимых еженедельниках Таджикистана освещаются почти одни и те же темы. Поэтому читателю нет надобности, покупать несколько газет, так как можно исчерпать необходимую информацию из одной газеты. Также ежедневную информацию можно читать из информационных сайтов республики.
Кроме этого с внедрением новых технологий в нашей жизни, в том числе цифровых устройств, год за годом снижается количество читателей бумажных версий печатных изданий. Сейчас газету читают в основном люди старшего поколения и те, у кого формирована привычка чтения.
По данным отдела народонаселения департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (http://countrymeters.info/ru/about) на начало 2016 года население Таджикистана составляло приблизительно 8 576 926 человек. В 2016 году численность населения Таджикистана увеличится на 192 295 человека, и в конце года будет составлять 8 769 221 человека. Естественный прирост населения будет положительным и составит 217 339 человек.
Следует отметить, что более 70 процентов населения республики составляют дети и молодежь. Исходя, из этого можно сделать выводы, что в данный момент потенциальная аудитория печатных изданий может составить не менее 3 миллиона человек. К сожалению, в данный момент фактическая аудитория газет и журналов не составляют и 500 тысяч человек.
Как уже отметили, один из причин падения тиража – это содержание газет, которая не привлекателен и в большинстве случаев однообразен, что вызывает недовольство потребителя. Поэтому нужно менять отношение к контенту, стараться разнообразить его, сделать в определенной степени эксклюзивным, с креативным подходом и использованием современных мультимедийных возможностей.
Стремительный прогресс в области развития информационных технологий повлек за собой появление новых форм и стилей подачи информации. Новые средства массовой информации привлекают к себе все более широкую аудиторию. К примеру, ныне в Таджикистане онлайн СМИ имеет больше аудитории, чем бумажные версии газет.
Следует отметить, что в республике до кризисного периода резко увеличилось количество пользователей Интернета. К примеру, по информации Службы связи при Правительстве Таджикистана в 2010 году аудитория Интернета составила 200 тысяч человек. Этот показатель на декабрь 2014 года составил 3,8 миллиона пользователей[1]. К сожалению, финансовый кризис повлиял и на использование Интернета, который по сравнению с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и другими странами СНГ является дорогим удовольствием[3]. По данным Службы связи при Правительстве Таджикистана число пользователей Интернета в Таджикистане с начала 2016 года по август текущего года сократилось на 200 тысяч, а по сравнению с началом 2015 года на 1 млн. человек. В настоящее время количество пользователей Интернета в стране, составляет 2,8 млн. человек. Ныне Интернетом пользуются 34 человек из 100 жителей республики[4].
Принцип устройства Интернета, то есть организация информации внутри него, а также способы его использования как СМИ, доказывает, что он стал альтернативой традиционным печатным изданиям. Издатели, понимая, что большое количество рекламных денег уходит именно в Интернет, а также оценивая все его преимущества, помимо выпуска печатных изданий переходят в онлайн. И на настоящий момент, практически все крупные издания в развитых странах имеют собственные электронные версии в Интернете, то есть они трансформировались под современные реалии.
Современное развитие технологий, процессы дигитализации и медиаконвергенции привели к появлению множества различных электронных устройств, позволяющих аудитории потреблять контент с использованием новых медиа. В настоящее время наибольшее распространение получили ноутбуки, смартфоны, планшетные компьютеры, мобильные телефоны и электронные книги. Таким образом, у пользователей появилась возможность читать прессу не только в традиционно принятом бумажном формате, но и на различных электронных устройствах. При этом важно понимать, что современный потребитель использует не только одно устройство для входа в Интернет и чтения прессы. Надо отметить, что медиаконвергенция способствует потреблению прессы на нескольких электронных устройствах.
По данным Службы связи при Правительстве Таджикистана в республике активно мобильной связью пользуются 4,9 млн. абонентов [4]. Ныне молодежь в основном используют мобильные цифровые устройства, которые соединены с Интернетом. Они общаются в социальных сетях и иногда просматривают информационные ресурсы. Социальные сети также служат платформой обмена информации. К примеру, некоторые газеты распространяют свои онлайн-версии через Фейсбук. Это открывает новые возможности для привлечения новой аудитории и распространения онлайн версии газет. Но при этом надо учитывать потребность этой аудитории: чем они интересуются и чего они хотят?
Интернет становится особой глобальной коммуникационной платформой, в которой не существует преград при передаче информационного сообщения между теми, кто создает информацию и, кто ее потребляет в силу единого цифрового формата транслируемого сообщения.
Дигитализация устраняет различия между отдельными СМИ и уравнивает их содержание, которая составляет основу изменения облика СМИ — конвергенции. Первый вид конвергенции – типологический. Особенность конвергенции заключается в сближении различных типов средств массовой коммуникации и СМИ: телевидения, Интернета, печати, радио и мобильной связи. Примером такой конвергенции является переход издательств и редакций периодических изданий к использованию мультимедиа. Причиной данного перехода является такой период развития информационного общества, при котором среди населения падает спрос на традиционные СМИ и возрастает на такой канал коммуникации как Интернет, поскольку он обладает определенными характеристиками, которые свойственны современному СМИ — интерактивностью, мобильностью, универсальностью и скоростью. Данный вид конвергенции наиболее часто реализуется через сайты печатных изданий. Он реализуется не только через возможность прочитать свежие новости и статьи, но и, например, просмотреть фото и видеоматериалы.
Как уже отметили, электронная версия издания обладает возможностью публикации мультимедийного контента, и данную возможность необходимо использовать полностью.
Надо отметить, что электронные версии печатных изданий должны обладать такой характеристикой как интерактивность, когда потребитель информации становится ее активным пользователем. То есть, посредством электронной версии читатель получает множество различных способов взаимодействия с контентом издания. Это предполагает создание принципиально отличающего от печатной версии продукта, наделенного мультимедийным контентом и характеристикой интерактивности.
Следует отметить, что каждый сетевой формат издания предназначен, только для одной технологической платформы, что накладывает определенные ограничения на размещение мультимедийного и интерактивного контента.
Поэтому электронная версия печатного издания и платформа, для которой она создана, тесно взаимосвязаны, и технологические возможности электронного устройства порождают особенности размещения мультимедийного и интерактивного контента.
Исходя из этого, при внедрении новых технологий издательства имеют возможность создания следующих электронных версий печатных изданий:
— сайта издания;
— мобильной версия сайта издания;
— мобильного приложения для смартфона;
— мобильного приложения для планшета;
— версии издания для электронной книги;
— версии издания для электронной почтовой рассылки;
— приложения для цифровых наручных часов.
Естественно это требует дополнительных расходов, но в современных условиях нет другой алтернативы в привлечения новой аудитории газет.
Следует отметить, что для читателей газет самым главным аспектом является актуальность и своевременность подачи информации. Современный потребитель не желает читать электронную версию, если представленные новости на момент выхода, являются уже устаревшими. Эксперты сходятся во мнении, что аудитория печатных газет сократится в значительной степени, и будущее останется за онлайн-версиями изданий.

Источники

1. Афзоиши истифода аз мобилу Интернет:/ ozodi.org. 2007-2016. – Режим доступа: http://www.ozodi.org/archive/news/20150128/538/538.html?id=26817193 (Дата обращения: 28.01.2015).
2. Исследовательский опрос. Оценка воздействия мирового финансового кризиса на независимые средства массовой информации РТ. – Душанбе: Бюро ОБСЕ в РТ, 2016.- 44 с.
3. Тарифы на мобильный интернет в России – одни из самых низких в мире:/ Ведомости АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2016. — Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/03/01/631909-tarifi-mobilnii-internet-rossii-odni-samih-nizkih-mire (Дата обращения: 19.10.2016).
4. Число пользователей Интернета в Таджикистане резко сократилось: / avesta.tj. 2004–2016 — Режим доступа: avesta.tj/2016/08/03/chislo-polzovatelej-interneta-v-tadzhikistane-rezko-sokratilos/ (Дата обращения: 20.10.2016).

Литература
1. Амзин А. Медиаконвергенция и тенденции развития новых медиа /А. Амзин // Медиаконвергенция, которая изменила мир? Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. — М., 2014. — 137 с.
2. Гатов В. О практическом отношении к модным тенденциям/В. Гатов // Медиаконвергенция, которая изменила мир? Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. — М., 2014. — 137 с.,
3. Качкаева А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. — М., 2010. — 200 с.
4. Кирия И.В. Мультимедиа и новые принципы новостей. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. — М., 2010. — 200 с.
5. Мукимов М. Мультимедийная журналистика в Таджикистане /М. Мукимов // Вестник Таджикского национального университета, № 4/1(154). Серия «Филология». — Душанбе: Сино, 2016. — С. 262-269.
6. Муким Дж. Мультимедийная журналистика/Дж. Муким.- Душанбе: Озар, 2016.- 128 с.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: